Мозаика в московском метро — работы В.А. Фролова

Статьи от 19 марта 2023 года

Московское метро заслуженно считается одним из самых красивых в мире. Такое рядовое явление, как поездка на этом общественном транспорте может сравнится с походом в музей или например, картинную галерею.

Как уже отмечено в статье про Мозаику в СССР, смальта как отделочный материал была особенно любима в советском искусстве. Вот и при строительстве метро выбор отделки пал в том числе на мозаичные панно из цветной смальты. Одним из самых значимых фигур довоенного периода строительства был мозаичист Владимир Александрович Фролов.

Фролов_Владимир_Александрович

Владимир Александрович Фролов (1874-1942) происходил из семьи потомственных мозаичистов. Вместе с отцом и старшим братом он работал в семейной мастерской, а в 1900 г. стал ее руководителем. Еще до революции В.А. Фролов стал создателем целого ряда великолепных работ, среди которых можно отдельно отметить мозаики Храма Воскресения Христова на Крови (храм Спаса на Крови) в Петербурге.

После революции мозаику всерьез хотели запретить, так как она прочно ассоциировалась с церковным убранством, и никак иначе. Однако Алексей Щусев, автор мавзолея Ленина, высоко ценил работы Фролова и настоял, чтобы мавзолей был отделан мозаикой его авторства. Так что можно сказать, Щусев спас советскую мозаику как направление, а Фролов стал одним из её основателей.

Когда пришло время строить метро, советские власти отнеслись к этому проекту не просто как к строительству средства передвижения. Метро должно было стать символом победы рабочего класса, и простой человек в метро должен был соприкоснуться с настоящим произведением искусства. На метро не жалели самых лучших материалов и к работе были привлечены лучшие специалисты. Создание мозаики было поручено Фролову.

До начала войны Фролов успел сделать мозаики для двух станций метро — «Маяковская» и «Новокузнецкая». Панно были созданы по эскизам известного советского художника Александра Дейнеки.

640px-Станция_метро_Маяковская._Два_самолёта

Одна из мозаик на станции метро Маяковская. Авторство: Изготовлено по эскизам А. А. Дейнеки в мастерской В. А. Фролова, фотограф Andrey KryuchenkoCC BY-SA 3.0, Источник

Изначально мозаики на станции метро «Новокузнецкая» предназначались для установки на станции метро «Донбасская» (сейчас «Павелецкая»). Однако из-за начавшихся военных действий не было возможности доставить нужные металлоконструкции для строительства «Донбасской», и строительство было отложено. Уже готовые панно было решено использовать на «Новокузнецкой», где изначально вообще мозаики не планировалось.

720px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Athletes

Московский метрополитен, станция «Новокузнецкая», потолочная мозаика в вестибюле «Парад физкультурников» Авторство: Florstein (WikiPhotoSpace). Собственная работа, Общественное достояние

720px-Metro_MSK_Line2_Novokuznetskaya_Mosaic_Aviators

Московский метрополитен, станция «Новокузнецкая», потолочная мозаика «Авиаторы»
Авторство: Florstein (WikiPhotoSpace). Собственная работа, Общественное достояние

Продолжать работу над мозаиками мастеру Фролову приходилось в невероятно тяжелых условиях. Началась блокада Ленинграда. Поставки продовольствия практически прекратились. Однако работа над панно продолжалась. Практически в одиночестве, сидя в неотапливаемом помещении, мастер продолжал свою работу.

Готовые мозаики были вывезены «Дорогой жизни» — замерзшему Ладожскому озеру, зимой 1942 года. К сожалению, сам Фролов зиму 1942-го пережить не смог. Похоронен он в братской могиле Академии художеств.

Относительно последних мозаик Фролова возникла путаница. Изначально считалось, что панно, созданные в блокадном Ленинграде, установлены на станции «Новокузнецкая». Источником этой информации была заметка в газете «Ударник Метростроя». Со временем эта версия стала общепризнанной и в 2013 году на «Новокузнецкой» была открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова». Однако позднее было установлено, что панно для «Новокузнецкой» было создано еще до войны, а в блокаду Фролов работал над мозаикой для станции «Автозаводская».  Его работы под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» можно увидеть на путевых стенах станции.

640px-Фролов_В.А._станция_метро_Автозаводская

Московский метрополитен, станция «Автозаводская» мозаичное панно Фролова В.А.
Авторство: Aanndd5. Собственная работа, CC BY-SA 4.0источник

640px-Станция__Автозаводская_,_мозаичное_панно_Фролова_В.А.

Авторство: Aanndd5. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, источник

640px-Станция__Автозаводская__мозаичное_панно_Фролова_В.А.

Авторство: Aanndd5. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, источник

 


Читайте так же: